20 лет диску!
Diana Krall - Live in Paris (2002)
Jazz / Vocal Jazz (Canada)
Слушать весь альбом: vk.cc/9fGUdq
Техника джазового вокала предполагает использование всех красок и возможностей голоса, вплоть до подражания тембрам различных инструментов. Но особенно ценным для исполнителя является умение держать баланс и "не перегибать палку", демонстрируя свои возможности только там, где это нужно. В английском языке есть слово "unaffected" (искренний, нетронутый), которое критики применяют для описания подобного таланта у некоторых джазовых вокалистов. В случае Дайаны Кролл его упоминают особенно часто - её естественная, местами "холодная" и отрешенная манера пения определенно является фирменным знаком певицы. Отчасти дело в том, что основу её репертуара составляют известные джазовые стандарты, которым не нужны лишние трюки. Сама певица называет такой подход "стилем Клинта Иствуда": не делать лишних движений, просто стоять на месте. Чем проще и прямолинейнее, тем эмоциональнее на выходе. Иногда её пение похоже на разговор: она смотрит в глаза людям в зале и говорит с ними.
Свой разговор с публикой Дайана Кролл начала в 15 лет, когда играла на фортепиано в местных ресторанах близ родного Ванкувера. Она точно знает - нельзя просто взять и получить крупный контракт, нужно научиться "мыть посуду". После учебы в Лос-Анджелесе и Бостоне она долгое время зарабатывала на жизнь игрой в барах, сначала в США, потом в Европе. В Цюрихе, где она прожила несколько месяцев, Кролл шесть дней в неделю по ночам играла в отеле, посвящая оставшееся свободное время одиноким путешествиям по европейским городкам. Смелая, независимая 24-летняя женщина тогда узнала, что значит работать до изнеможения и не надеяться ни на кого, кроме себя. Сейчас, 30 лет спустя, она больше не выступает в ресторанах, предпочитая клубы или бары, если уж очень просят.
Имея консерваторское образование, Дайана Кролл постоянно говорит о том, что не была рождена, чтобы писать песни. Она была рождена, чтобы играть на фортепиано и импровизировать. В её дискографии есть лишь одна пластинка, для которой Кролл написала оригинальный материал - "The Girl in the Other Room" 2004 года. Всё остальное - композиции из золотого запаса авторской песни, поп-музыки (с недавнего времени) и джазовые стандарты. Последние для неё всегда были в приоритете, её героиня - Ширли Хорн, она часто себя с ней сравнивает. Как когда-то сама Хорн, Дайана Кролл не привыкла записывать много дублей, она любит звучать естественно, поэтому джаз ей и ближе всего. "Не больше пяти дублей в студии. Иначе всё начинает казаться неправильным". Вот почему всегда интересно слушать живые выступления Дайаны Кролл – как она делает паузы, как выдает эффектные фортепианные пассажи, как отыскивает новые полутона в своей прохладной манере, как общается со зрителями.
Осенью 2001-го в парижской "Олимпии" с аншлагом Кролл дала несколько концертов, на которых исполнила композиции из своих мультиплатиновых дисков. Позже эти концерты было решено выпустить в формате живого альбома, первого в её дискографии. На тех выступлениях творилось абсолютное волшебство, и творили его удивительные музыканты. Обнимающий гитару Энтони Уилсон, мастер ударной установки Джефф Хэмилтон и роскошный басист Джон Клейтон с симфоническим оркестром на заднем плане. В сет-листе Кролл сделала акцент на обязательные стандарты, добавив несколько тривиальную "Fly Me To The Moon", "A Case of You" Джони Митчелл и "Just the Way You Are" Билли Джоэла. С одной стороны, классический джаз, с другой - материал, доступный для понимания даже неподготовленного слушателя. В обоих случаях хриплый вокал Кролл и её безошибочные фортепианные партии вызывают дрожь. Не только у зрителя – у самой певицы. Во время исполнения "A Case of You" её голос несколько раз дрогнет, выдав предательскую влагу на глазах. Очень нехарактерный момент для бесстрастной Кролл, предельно искренний и потому ценный. Как и весь "Live In Paris".
Этот альбом - важная страничка в продолжающейся истории современного джаза. В 2003 году "Live In Paris" выиграл премии Грэмми за "Лучший джазовый вокальный альбом" и Juno Award в аналогичной категории. В конце позапрошлого десятилетия Billboard присвоил пластинке 8 место в списке ключевых джазовых работ 00-х. Мировые продажи "Live In Paris" превышают 1 млн. копий. Сколько джазовых альбомов в 21-м веке могут похвастаться такими результатами? По пальцам пересчитать…